Проблемы уборки — экономические и юридические аспекты: генеральная уборка на «упрощенке»

Уборка после строительства дома в Москве

Оплата услуг по уборке помещений может «съедать» немало средств
налогоплательщиков-«упрощенцев». Конечно, самым логичным для «15-процентщиков»
было бы учесть такие расходы при расчете единого налога. Остается
лишь сверить такое закономерное желание с возможностями, которые
им диктует Минфин.

Стремление налогоплательщиков
учесть при отчислениях средств в пользу государственной казны суммы,
которые они истратили на уборку помещений, вполне понятно. Ведь
применять в повседневной практике так называемые «клининговые» услуги
– объективная необходимость. И уж точно никакой связи между налоговым
режимом и необходимостью убирать лестницы, коридоры и уборные нет:
тех же «упрощенцев» в не меньшей степени терзают желания сэкономить
если и не на уборке, то хотя бы на налогах.

Ситуация значительно
усложняется, если «спецрежимщик» заключает договор с другой организацией
на оказание клининговых услуг для содержания в нормальных санитарно-гигиенических
условиях арендованных помещений. Можно ли такому налогоплательщику
учесть затраты на подобные услуги при исчислении базы по единому
налогу?

Недавно эту проблему
осветило главное финансовое ведомство страны. В результате творческих
усилий из-под пера чиновников Минфина вышло письмо от 15 ноября
2007 г. № 03-11-04/2/277. Итак, какой образ действий предлагают
финансисты?

«Клининга»
в перечне нет

Первой идеей, которая
может прийти в голову бухгалтеру фирмы, применяющей УСН с объектом
«доходы минус расходы», – отнести клининговые затраты к материальным
(ст. 254 НК), обладающим наравне с перечисленными в статье 346.16
Налогового кодекса «снижающими» свойствами с целью исчисления «упрощенного»
налога. Например, в качестве расходов на услуги производственного
характера, выполняемые сторонними организациями (подп. 6 п. 1 ст.
254 НК).

Однако Минфин подобный
маневр не одобряет. Чиновники считают, что уборка коридоров и лестниц
не носит производственный характер. И действительно, трудно было
бы представить, что санитарно-гигиенические процедуры можно поставить
на одну планку с производством продукции или обработкой сырья. А
вот отнести «уборочную» деятельность к техническому обслуживанию
основных средств и другим подобным работам – запросто. Однако и
здесь финансисты не согласились с логикой налогоплательщиков. На
сей раз в обоснование своей позиции специалисты ведомства указали,
что расходы на те услуги, которые напрямую не указаны в законодательстве,
не могут быть включены в налоговую себестоимость. А об уборке помещений
в Кодексе не сказано ни слова. Разумеется, «упрощенцы» могут и не
послушаться рекомендаций Минфина, однако в этом случае налогоплательщиков,
скорее всего, будут ждать неприятности в виде претензий со стороны
инспекторов.

  Уборка кинотеатров: в чём секрет чистоты?

Надо сказать, что подобное
мнение озвучивается представителями министерства отнюдь не в первый
раз, что, впрочем, неудивительно: чиновники имеют определенную страсть
урезать список дозволенного к списанию в качестве «налоговых» расходов.
Примером послужит письмо от 9 апреля 2007 г. № 03-11-04/2/95, в
котором финансисты запретили организации учитывать в составе затрат
расходы на вывоз мусора и отходов с принадлежащей ей территории.

Добро на «материальность»
затрат

Интересно, что Минфину
претит списание отнюдь не всех «очистительных» затрат налогоплательщиков.
Так, если организация самостоятельно закупает моющие средства и
инструменты для проведения уборки, то такие траты учесть при обложении
все-таки можно. Свое одобрение на отнесение покупку таких ценностей
к затратам, снижающим «упрощенную» базу, чиновники подтвердили письмом
от 1 сентября 2006 г. № 03-11-04/2/182. Именно в указанном комментарии
разъясняется, что данные покупки совершаются для хозяйственных нужд,
а, значит, соответствуют требованиям подпункта 2 пункта 1 статьи
254 Налогового кодекса.

В заключение хотелось
бы отметить еще один приятный момент: оплата клининговых услуг отдельных
организаций все же признается материальными расходами. Так, эксперты
журнала «Нормативные акты для бухгалтера» напомнили, что если помещение
«чистят» сотрудники Госсанэпиднадзора, то такие действия напрямую
связаны с контролем за соблюдением технологических процессов. Кстати,
об этом извещают и сами финансисты (письмо Минфина от 6 сентября
2005 г. № 03-11-04/2/66).

Федеральное агентство финансовой информации, 2007

Уборка квартиры услуги